Посмотрел переосмысление классического фильма ужасов Дарио Ардженто, созданный популярным Лукой Гуаданьино.
Знаковый фильм ужасов десятилетия, который можно любить и ненавидеть с одинаковой силой.
Пропустить — нельзя.
Ардженто и классическая «Суспирия». Мировой гений без рамок
Снятая в 1977 году итальянским режиссером «Суспирия» стала легендой ужасов и первым фильмом цикла о «Трех матерях», продолженного «Инферно» и «Матери слез».
Для мирового кинематографа выход «Суспирии» стал переломным: пожалуй, с него началась эра мистического кино, сочетающее .
Джалло, джиалло — поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики.
Приемы съемки, элементы сюжета, постановка сцен — всё это растащили последователи Ардженто. Его наследие есть в каждом фильме в жанрах триллер, хоррор, даже в детективах.
Факт: Ромеро консультировался у Ардженто, снимая эталонный зомби-хоррор «Рассвет мертвецов».
«Суспирия» стала вершиной для автора. Успех повторить не удалось, Ардженто с множественными смыслами, прыжками камеры и слишком объемным бэкграундом остался в XX веке.
Новая «Суспирия». Не римейк, а дань уважения?
Для Луки Гуаданьино «Суспирия» стал фильмом жизни: увидев постер в 10 лет, он уже тогда загорелся снять римейк.
В 2010 он официально объявил о будущих съемках. Потребовалось долгих 8 лет, чтобы создать новую «Суспирию». Режиссер сразу планировал не римейк, но переосмысление для современной аудитории.
По-другому быть не могло: классическое джалло даже во времена расцвета относилось скорее к авторскому кино, а уж если за дело брался Ардженто с его …
В новой «Суспирии» удалось задействовать звездный состав: 2 роли взяла на себя Тильда Суинтон, третья главная роль осталась Дакоте Джонсон, а на втором плане играют ультрапопулярные Хлоя Грэйс Морец и Миа Гот.
Легендарная Джессика Харпер стала главной отсылкой к версии 1977 года. Но не единственной, поскольку желание режиссера
Смена приоритетов: действие на месте саспенса
Уйти от наследия родоначальника кровавого психологического триллера Гуаданьино удалось сменой места событий, фокусировой происходящего на экране и перестановкой приоритетов.
Фабула фильмов идентична: в 1977 году молодая американка попадает в немецкую танц-школу, в стенах которой поселился кружок ведьм-убийц. Но дальше всё развивается иначе оригиналу.
Там, где Ардженто ставит главным , у Гуаданьино — живые люди; абстрактная наигронность сменяется реализмом; авангардное окружение сменяют реальные исторические локации.
Происходящее в оригинальном фильме притягивает своей фантастичностью, невозможностью. А вот современная картина показала обыденное зло среди простых людей.
История и террор в большом городе
Вопреки вышеописанной логике, Гуаданьино в «Суспирии» похож на Гильермо дель Торо с его циклом сказок для взрослых: сюжет не развивается на фоне, а буквально вплетен в террор «Фракции Красной Армии» в Западной Германии.
В нем участвуют герои, и без него не обходится ни одна крупная сцена. Впрочем, в отличие от дель Торо, Гуаданьино прямолинеен.
С одной стороны, он блестяще выстраивает окружение — его Германия исторически верна, как документальный фильм.
Но точность режиссера выливается в прямолинейность происходящего. Вместо притчи получилась целенаправленная агитация. Фильм стремительно теряет напряженность первых кадров, превращаясь в список моралей: вот это плохо, а это хорошо.
«Суспирию» нельзя назвать историческим фильмом: последствия Второй Мировой становятся личными трагедиями, а оценка происходящего вращается вокруг наставлений подрастающему зрителю.
По Станиславскому и Юнгу?
Реализм Гуаданьино удивительным образом неестественен. , эмоции могут претендовать на Оскар. Но, как говорил Станиславский: «Не верю!»
Съемочная площадка Ардженто была невероятно пожароопасна, а его бестактность и способность доводить до нервных срывов актеров давно известна.
Многочасовые эксперименты с камерой и освещением невероятно утомительны и отразились на лицах. Им веришь, их страх — реальное состояние.
Тем не менее, Гуаданьино часто обращается к психоанализу, и как вдохновитель, строит , подсознательных образов и вековых стереотипов.
Это работает, бьет по нервам и заставляет долго анализировать происходящее спустя дни после просмотра.
Феминизм здорового человека
Все основные роли, включая доктора-психиатра, сыграны женщинами. Тем не менее, модный в 2018 году женский манифест из под рук Гуаданьино вышел куда более мягким.
Впрочем, без него «Суспирия» не мог бы состояться: культ матери, эротизм, заигрывания с БДСМ — вокруг этого строился сюжет оригинального фильма.
У модного современного режиссера, известного драматическими постановками, накал страстей притуплен. Освободившееся место занимают рассуждения о месте унижаемых женщин в исторической перспективе, становясь дополнением к окружающим декорациям.
Разница между унижаемыми мужчинами и правящими бал ведьмами прослеживается не так ярко. Противостояние полов , чем противостояние самих ведьм.
Сама лента, вопреки ожиданиям, женственнее и мягче версии 1977. И воспринимается как часть современной культуры.
Эти треки Тома Йорка станут легендой
Саундтрек к новой «Суспирии» написал фронтмен Radiohead. И это стало одной из сильнейших сторон ленты.
«Великий депрессарио» выдал предельно душную вереницу треков в привычном для себя стиле, не повторяя ни себя самого, ни ходы знаменитых соратников Ардженто из группы Goblin.
Саундтрек тащит на себе едва ли не половину атмосферы ленты. И, увы, заставляет ее играть под свою дудку, сглаживая восприятие особенно жестоких сцен.
Идея и атмосфера не имеет ничего общего с классическим итальянским саундтреком. Электронные пассажи Goblin, как и сам фильм, .
Пропустить_нельзя_смотреть
Обновленная «Суспирия» имеет все шансы стать непонятой и непризнанной. И, напротив, её можно назвать лучшим мистическим хоррором за последние 5-10 лет.
Сравнение с оригинальной лентой она, с одной стороны, проигрывает. Ардженто снял не фильм, а художественное произведение в жанре авангард.
С другой стороны, фильм 2018 года , притягивающе красив и отвратителен в нужных сценах. Набор скрытых смыслов сокращен, но свободное место занято диалогами и ретроперспективой.
Разве что впечатление от новой «Суспирии» иное. По нервам бьет не так сильно, не заставляет подсознание вспоминать древние страхи.
Но разве это повод не смотреть?
Источник: