Почему в поездах стоят такие странные чайники

Вот мы живем в 21 веке: полёты на Марс и Луну уже не вызывают ажиотажа, у нас в карманах гаджеты, вычислительной мощи которых могут позавидовать настольные ПК, а на АлиЭкспрессе запросто продают чипы для вживления себе в домашних условиях.

Но тем не менее у нас под боком есть множество удивительных вещей, которые еще лет 10 назад. Только и по сей день эти удивительные осколки прошлого успешно выживают и не собираются уходить в мглу веков.

Подумал об этом, когда судьба занесла меня в купейный вагон поезда дальнего следования. Среди табличек о наличии Wi-Fi и зернового кофе из современной кофемашины я увидел таинственный осколок прошлого.

Дровяной водонагревательный узел. Или по народному – «Титан».

Да-да, эта та штука в начале вагона, рядом с купе проводника

В интернете очень мало информации про этот ключевой элемент любого купейного или плацкартного вагона, поэтому я расспросил про Титан проводника своего вагона, и вот что узнал:

Почему этот водонагревательный аппарат называется «Титан»?

Точно об этом никто не знает, но есть 2 версии. Первая – изначально бак для нагрева воды был изобретён для жителей частного сектора – дачников и сельчан.

Бак вмещал в себя до 150 литров воды, которую можно было очень быстро нагреть благодаря трубе внутри по центру бака: через эту трубу выходил дым от горящих дров, а заодно и раскалённый воздух, который нагревал трубу а та, в свою очередь, грела воду вокруг себя.

Принцип работы классического Титана

Нагретая вода, согласно законам физики, также поднимается в верхнюю часть бака, где попадает в выходное отверстие. За отверстием находится тройник, который распределяет дальнейшее направление воды: для душа или на смеситель.

Сооружение в целом выглядело столь монументально и внушительно, что получило народное прозвище «Титан».

В наши дни в поездах конструкция и принцип работы Титана практически не претерпели изменений с 19 века. Sad, but true.

Вторая версия – дровяные водонагреватели выпускались под маркой «Титан», так что это название впоследствие превратилось из собственного в нарицательное ().

Читайте также  Тим Кук рассказал о работе над дополненной реальностью и намекнул на Apple Car

Против этой версии говорит тот факт, что марка «Титан» появилась тогда, когда народ уже называл водонагреватели Титанами. Выбирайте версию, которая вам больше нравится 🙂

А правда, что эта штука до сих пор топится дровами в поезде?

Правда, только не дровами а специальными прессованными торфяными () брикетами. В каждом вагоне есть запас таких.

Современные Титаны слегка модифицированы и могут использовать в качестве источника питания электрическую сеть вагона. Но это возможно только тогда, когда поезд едет.

Торфяные брикеты для растопки Титана

Если же впереди долгая остановка, то проводник поддерживает температуру воды в Титане при помощи розжига торфяных брикетов: опытным путём выяснил, что для заваривания чайного пакетика вода в Титане должна быть не ниже 75 градусов, согласно термометру.

Мой случайный проводник источник с уверенностью заявил, что по нормативам он обязан поддерживать температуру воды в Титане на отметке в 100 градусов.

Почему нельзя отказаться от дров/торфа/угля в 21 веке?

Вот вы живёте в Москве, Питере или любом другом большом красивом городе. Летаете на самолётах и знать не знаете, что отечественная сеть железных дорог далеко не вся электрифицирована.

Стоит отъехать чуть дальше той же Тюмени, как электрические столбы пропадают – локомотив движется исключительно силой солярного топлива, а зачастую и на угольной тяге, как в вестернах (не шутка).

Напоминаю, на дворе 2018 год, ага.

Так что в случае чрезвычайной ситуации вроде поломки локомотива или ввиду снежных заносов, когда помощь придётся ждать долго, автономный Титан на дровах или угле в каждом вагоне буквально спасёт жизни.

Топка, куда закладывается торф или уголь. Ниже – лоток для прогоревших отходов

Ведь наличие горячей воды в стоящем посреди какого-нибудь поля вагоне – бесценно.

А ещё Титан подключён к системе отопления вагона, так что ещё и как обогреватель работать может.

А что с гигиеной? Вода фильтруется?

Перед подачей состава на перрон проводнику вменяется в обязанности среди прочих дел вымыть Титан изнутри и продезинфицировать.

Если вода во время поездки будет подозрительной по своим вкусовым качествам – можно пожаловаться начальнику поезда на недобросовестную работу проводника.

Это не зашквар: расстройство желудка – в поезде, особенно если туалеты в вагоне старого образца и периодически запираются проводником на ключ во время остановок в населенных пунктах.

Но случаев отравления водой из Титана практически нет.

Читайте также  Apple назвала дату старта продаж HomePod

Титан – место сосредоточия силы в вагоне. И кипятка для твоего «дошика»

Некоторые люди, далёкие от поездной романтики, опрометчиво величают Титан «самоваром». Посмотрите на них укоризненно и поправьте: самовар – совсем другое устройство, не имеющее с могучим Титаном ничего общего.

Если такое услышит проводник, может даже и обидеться.

Несмотря на доступность авиаперелётов, в путешествии поездом есть свое очарование: чай в подстаканниках, монотонный стук колёс, курица на столике и душевные разговоры с попутчиками.

Путешествуйте поездом, только не забывайте подливать в стакан кипяток.

Спасибо Титану.

Источник: iphones.ru

ITC infotech