Восемь лет я работаю на iPhones.ru. С самого первого дня в качестве внештатного автора и по сегодняшний в роли главного редактора я читаю одну и ту же мысль от комментаторов.
Мол, всё: Apple окончательно испортилась. Инноваций нет, повторяют за конкурентами, покупать ничего не буду.
Но математика не бьётся. В июле капитализация компании ненадолго превысила 1 триллион долларов. А квартальные отчёты раз за разом ставят рекорды.
Одновременно являясь самой критикуемой и обсуждаемой в IT, именно Apple незамутнённо зарабатывает больше всех денег везде, где представлены её продукты. Даже вы, скорее всего, пойдете за следующим айфоном в магазин – не сейчас, так потом.
Как так получается? Почему «яблочники» на коне так долго, а конкуренты могут лишь допрыгивать, но в итоге оставаться в догоняющих?
Ответ короткий и простой.
Вы не покупаете товар, а покупаете идею
Назовите идею компании . Не слоган, а идею. Которая бы объединила смыслом абсолютно всё, что та производит.
Смартфоны хорошие, бесспорно. Но идея в чём?
Окей, а как насчёт новой российской любимицы, ? Не могу придумать, как описать разом все их смартфоны.
Продолжая называть про себя другие бренды-конкуренты, вы неизбежно поймаете себя на мысли: идеи у них нет.
Соперники Apple заняты продажей продукта в первую очередь: набора галочек и характеристик, которые сами собой должны заинтересовать покупателя. Это отчётливо прослеживается в рекламе, в маркетинге, даже в построении сайтов.
Тем временем Apple продает идею. В которой вписан продукт и всё, что от него обычно ожидают.
Характеристики уходят на второй план. Не замечали, как тщательно компания избегает самого понятия «гаджет» в рекламе?
Айфон, айпэд, часы на языке «яблочного» маркетинга – скорее предмет выдающейся пользы, но никак не набор невероятных характеристик для гиков.
В чём тогда идея Apple?
Конечно, вы её знаете.
Это прописная истина: идея Apple – простота.
Практически всё, что делают «яблочники», подчинено этой идее. Всё должно работать само. Стив Джобс неоднократно повторял одну фразу на презентации iCloud в 2011 году:
It just works.
(«Оно просто работает»).
Это не просто философия отдельно взятого сервиса. А идея.
Подразумевая устройство Apple, мы представляем одно и то же: лаконичный дизайн, предсказуемый интерфейс, минимум настроек и стабильная работа. Всё это следствие работы от идеи, не продукта.
Даже краткое сведение о компании в PR-рассылках Apple демонстрирует следование этой идее:
Компания Apple произвела революцию в мире персональных устройств, представив в 1984 году Macintosh. Сегодня Apple является мировым лидером в области инноваций, выпуская iPhone, iPad, Mac, Apple Watch и Apple TV.
Четыре программных платформы Apple — iOS, macOS, watchOS и tvOS — обеспечивают идеально слаженную работу всех устройств Apple и предоставляют пользователям уникальные сервисы, включая App Store, Apple Music, Apple Pay и iCloud. 100 000 сотрудников Apple полностью посвящают себя созданию лучших продуктов на Земле и помогают сделать мир лучше, чем он был до нас.
Видите здесь хоть одно упоминание мощных процессоров, крутых экранов и прочих типичных «продающих фишек», обильно сыпящихся с билбордов конкурентов?
У большинства соперников Apple, увы, нет общей идеи, вокруг которой строится всё: от философии компании до малейших особенностей продуктов. А без идеи их гаджеты – лишь наборы характеристик, устаревающих за пару месяцев.
Собственно, так и получается: три месяца, и очередного «убийцу айфона» никто не помнит.
За примерами далеко ходить не надо. Кто сейчас всерьез говорит про недавний Oppo Find X с выдвижной камерой? Кому-то ещё нужен апрельский Huawei P20 с тремя камерами сразу, что сейчас тайно распродаётся ритейлерами с большущей скидкой? А Meizu вообще жива?
Вопросы риторические, если что.
Всё просто: продукты устаревают, идеи остаются. Apple делает ставку на второе и поэтому выигрывает.
Так что жду всех вас на старте продаж следующего айфона, каким бы он ни был. Можно ругать, спорить и искать альтернативы их продукту. Но найти альтернативу идеи, с которой нельзя не согласиться – нет, невозможно.
Источник: