Нагрев может из флагмана сделать калеку. Полезно знать.
Печальная история со Snapdragon 810
Многие прошлогодние флагманы на базе ранней версии однокристальной системы Qualcomm Snapdragon 810, включая модели от HTC и Sony, очень сильно грелись, в результате чего включались механизмы защиты от перегрева устройства. А механизмы эти крайне простые — понижается частота процессора и, как результат, падает производительность. Доходило до смешного, когда новейший флагман на базе более производительного «на бумаге» чипа проигрывал в скорости полугодовалому «старичку», вроде Nexus 6.
Из-за этого казуса с перегревом Snapdragon 810 один из главных партнеров Qualcomm, корейская компания Samsung, впервые в истории отказалась от использования ее чипов в своих флагманских смартфонах.
Но прошел год, и упомянутые компании вновь подружились. Поставляющаяся на рынок США модель Galaxy S7 Edge построена на базе процессора нового поколения Qualcomm Snapdragon 820, что означает отсутствие проблем с перегревом. А может быть дело в конструкции системы охлаждения смартфона, в которой используется медная тепловая трубка.
Кто рубится
Как бы там ни было, но башковитые парни из решили все проверить самостоятельно и испытать новинку термическим стресс-тестом. А в качестве оппонентов для сравнения взяли устройства на базе процессоров Snapdragon 810 (последней ревизии), Snapdragon 808, Apple A9 и Exynos 7420. Среди них соответственно:
- Nexus 6P
- Moto X Pure
- iPhone 6s Plus
- Galaxy Note 5
Мощь числодробилок
Для начала посмотрим результат тестов Geekbench:
Да-да, все верно — тест был запущен по восемь раз на каждом устройстве. Geekbench интересен тем, что является мультиплатформенным и позволяет сравнить скорость процессоров на iOS и Android. Кроме того, он по максимуму нагружает процессор и, соответственно, разогревает его.
Single Core — это проверка скорости работы процессора в одноядерном режиме. Multi Core — в многоядерном, когда задействуются все ядра чипа. В данном случае результат интересен в силу того, что в Snapdragon 820 всего четыре ядра. Их меньше, чем в Snapdragon 810 (8) и Snapdragon 808 (6), но они более производительные. К слову, в Apple A9 ядер еще меньше — всего два. Но они самые производительные среди всех других чипов.
Разогрев процессора
А вот как себя вели процессоры в ходе нагрева (изображение кликабельно):
Как видите, iPhone 6s Plus и Galaxy S7 Edge показали себя хорошо, не снижая частоту процессора. То есть чрезмерного перегрева не было. Больше всех шалил Nexus 6P на базе Snapdragon 810. Хоть это и последняя, якобы холодная ревизия чипа, но он продолжает сильно греться под нагрузкой и, как результат, терять в производительности. К слову, Galaxy Note 5 тоже показал себя отлично, что говорит в пользу эффективности фирменного процессора Samsung Exynos 7420, который использовался компанией вместо Snapdragon 810. Да и по скорости работы он превосходит «горячего» собрата.
Ниже, на сделанном термографической камерой снимке видно, как устройства грелись во время работы:
Устройства слева направо: iPhone 6s Plus, Galaxy S7 Edge, Galaxy Note 5, Moto X Pure, Nexus 6P
Наиболее холодными и эффективными оказались iPhone 6s Plus и Note 5 (28,3°С). Nexus 6P раскочегарился до 35°C, в затылок ему дышит Moto X Pure с результатом в 31,1°C. В свою очередь S7 Edge расположился посерединке с результатом 28,9°C, что очень хорошо, учитывая его значительно более высокую производительность, чем у самых горячих участников теста.
Разогрев видеочипа
Тест Geekbench нагружает только процессор и, соответственно, только его разогревает. Но в однокристальной системе так же есть и блок GPU, то есть видеочип, отвечающий за обработку графики. Чтобы проверить тепловую эффективность этого компонента, был использован тест 3D Mark:
Тут чуда не произошло. Новейшая версия GPU Adreno 530 на 40% превосходит видеочип в предшествующих SoC, но и греется сильнее. Естественно, в процессе сильного нагрева включаются механизмы защиты, частота CPU и GPU снижается, после чего производительность чипа падает, а температура остается в безопасных для гаджета пределах.
Забавно, что самым горячим оказался видеочип в iPhone 6s Plus, при этом он и самый производительный. Хотя после могучего разогрева в скорости работы он сравнялся с Adreno 530. Вот как менялся результат тестов в ходе нагрева (изображение кликабельно):
Не менее интересно взглянуть на показатели термографической камеры:
Стоит отметить, что тест проводился в комнате с внешней температурой в 24,5°C.
В сухом остатке
После совершенно лютого провала со Snapdragon 810 компания Qualcomm все-таки смогла собрать мозги в кучу и выдать достойного преемника, который не только более производителен, но и менее горяч. По крайней мере, если речь именно о процессоре.
К сожалению, этого нельзя сказать о новейшем GPU Adreno 530, который также является разработкой Qualcomm. Он стал быстрее, но при этом еще и более горячим, чем предшественник. Как результат — падение производительности примерно на 20% при интенсивной графической нагрузке.
С другой стороны, чего уж душой кривить — GPU в iPhone 6s Plus ведет себя схожим образом, что подтверждает моя собственная практика. Тот же Warhammer 40K: Freeblade после 15–20 минут игры ощутимо разогревает смартфон, хотя лаги не появляются.
Но тут интереснее другой момент, который заметили парни из XDA Developers. Galaxy S7 Edge странно ведет себя в интерфейсе ОС. По словам Ерика Халса, во время работы с Play Store наблюдался пропуск кадров (те самые лаги), которого не было в гаджетах с «чистым» интерфейсом Android — Nexus 6P, OnePlus 2. Также время от времени наблюдались задержки с вводом (подвисающая клавиатура и нажатия кнопок).
Творит ли нехорошее Snapdragon 820 или же снова дело в фирменной оболочке Samsung TouchWiz — пока непонятно. Ведь помимо модели на базе упомянутого чипа еще есть Galaxy S7 Edge с фирменным процессором Exynos 8890 и именно такая поступит в продажу в РФ и Украине. Вполне возможно, что собственное решение Samsung будет работать с интерфейсом лучше, чем стороннее.
Как бы там ни было, но чуда не произошло. Современные флагманы все так же греются, как и предшественники. Не критично, но достаточно, чтобы в определенных задачах иметь падение производительности. Решена проблема с процессором, осталось довести до ума графические чипы или же улучшить систему их охлаждения. [XDA Developers]
Источник: