Если вам когда-либо приходилось бывать на «живом» концерте рок-группы, джазового коллектива или гитариста, наверняка вы замечали, что сцена заставлена огромными звуковыми «ящиками» с гордой надписью Marshall.
Эта исполинская архитектурная композиция — главный источник звука: комбоусилители и колонки, стэки, соединенные в единую цепочку и пробирающие слушателя киловаттами мощного драйва. И эмблема Marshall там оказалась не случайно.
Именно эта английская компания считается эталонным производителем сценических колонок, мониторов, гитарных усилителей и звукового оборудования. Именно благодаря Marshall появились составные комбо-усилители типа «стэк».
В жизни большинства гитаристов-новичков были бюджетные «комбики» от Laney, благозвучные и мощные Vox с лампой на выходе, маститые и популярные Fender… Но каждый мечтал о неповторимом Marshall. Его теплое и обволакивающее звучание невозможно спутать ни с чем, благодаря этому фирменному звуку родились сотни популярных групп и исполнителей.
Но судьба неоднократно проверяла компанию на прочность, с первых дней жизни преподнеся тяжелое заболевание ее создателю Джеймсу Маршаллу.
Из гипсового заточения к сценической славе
В середине 1923 года в семье боксера Джеймса Маршалла родился сын Джим. В возрасте пяти лет ребенку поставили страшный диагноз — туберкулез костей: кости мальчонки оказались чрезвычайно хрупкими и чувствительными к любым нагрузкам. Единственным лечением в медицине того времени оставалось полное соблюдение покоя и больничная койка фактически отобрала у Джима семь лет детства.
Ровно столько ребенок провел в гипсовом панцире, который полностью ограничивал движение. В 12 лет Джим наконец освободился от гипсовых оков и семья перебирается в Саутхолл.
В середине 30-х годов Англий утопала в Великой депрессии и семье Маршалла приходилось нелегко. Отец открыл небольшую закусочную, в которой вскоре стал работать и сын-Джим. В связи с болезнью, мальчик так и не получил образования и не посещал школу. Понимая, что семья испытывает финансовые трудности, Джим отправляется на работу в кондитерскую фабрику. За два года он успел поработать на свалке металлолома, на стройке, продавцом, пекарем, резчиком. И все это время заработанные деньги Маршалл откладывал и копил, сам не зная, на что их потратит.
В возрасте 14 лет Джим обнаружил в себе талант певца, и в течение последующих нескольких лет был настоящей эстрадной звездой оркестра Чарли Холмса, давая по пять-шесть концертов в неделю.
С началом Второй мировой войны 17-летний Джим отправляется работать на завод Ceramic Engineering сборщиком, совмещая навыки инженеры с талантом певца исполнителя. Потом была должность рядового инженера на заводе по производству крыльев для истребителей «Heston Aircraft». Там же Джим стал ведущим специалистом, но музыку не оставлял.
Когда барабанщика септета, в котором пел Джим Маршалл, призвали на войну, музыканты решили, что именно Джим займет его место. «Поющий барабанщик» набирал популярность с каждым днем, но при этом никогда не учился и не брал уроков. Но профессиональный рост возможен лишь при наличии знаний. И Маршалл отправляется в Найтсбридж, к известному барабанщику Максу Абрамсу.
От барабанной палочки до первого комбика
Война подошла к концу и весь мир отмечал победу. Свой триумф праздновал и «поющий барабанщик» Джим Маршалл. В конце 40-х он находился на пике славы, еженедельно давая по несколько концертов в разных уголках страны.
Рядовому барабанщику не нужна какая-либо подзвучка. Его слышно без микрофонов и усилителей. Но Джим был не просто барабанщиком — он пел. И чтобы ориентироваться в музыке во время сложных ритмических партий, ему нужно было хорошо слышать мелодию и гармонию. Тогда Маршалл берется за конструирование собственных колонок-мониторов и уже на ближайшем концерте рядом с барабанной стойкой красуются первые кабинеты, очень напоминающие современные усилители Marshall.
Отзанимавшись с Максом Абрамсом два года, Джим и сам начинает преподавательскую деятельность. Еженедельно небольшую комнатку площадью пять квадратов в верхней части дома посещали более 60 учеников. Маршалл трудился по 16–18 часов в сутки. И его трудолюбие положительно отразилось на заработке. В годы преподавания годовой доход Джима достигал 5 тысяч фунтов — суммы, которая на то время считалась баснословной.
Понимая, что именно преподавание даст ему возможность собрать необходимую сумму для открытия собственного дела, Маршалл постепенно сводит количество сольных выступлений к минимуму, а затем и вовсе отказывается от сцены.
К началу 60-х Джим наконец скопил требуемое количество средств и был готов на решительный шаг — запуск своей фирмы.
Джим, дай нам звук!
В течение последних десяти лет жизни Джим неоднократно задумывался об открытии собственного магазина барабанного оборудования. Будучи барабанщиком, особую любовь Маршалл испытывал к компании Premier, собирающей барабанные установки и пользующейся завидной популярностью. Тогда Джим отправляется к директору компании и просит бесплатно предоставить ему барабанную установку для занятия с учениками. После долгих и неохотных переговоров дирекция все же дает добро на 10% скидку на покупку любого оборудования в сети своих магазинов (в установке так и отказали).
Понимая, что каждый из его учеников отправится в магазин Лу Дэвиса, воспользовавшись полученной скидкой, Маршалл прислушивается к словам менеджера Джимми Фроста и решается открыть собственный магазин.
Клиентская база уже была, в области барабанных установок Джим разбирался прекрасно и пришло время действовать. 7 июля 1960 год местная газета разместила объявление об открытии фирменного магазина «Джим Маршалл и сын». На церемонии открытия присутствовал и сам учитель Маршалла Макс Абрамса. Магазин находился в самом центре Хэнвелла (район в Лондоне), поэтому в лишней рекламе не нуждался.
В считанные недели магазин вышел на уровень продаж по 23 установки в месяц — внушительный показатель даже для раскрученных магазинов Лондона. Все это время Джимми не оставлял хобби по сбору самодельных акустических систем, которые пользовались хорошим спросов и продавались в том же магазине «Джим Маршалл и сын». Вскоре Маршалл понимает, что его детищу нужна реклама, а лучшей рекламой станет хороший ассортимент.
Так в магазине появляются гитарные комбо-усилители Vox и Selmer. За год «Маршалл и Cын» пополняют витрины и гитарами: Telecaster, Les Paul, Stratocaster — все самые ходовые брендовые модели, которые пользовались бешеным спросом. Магазин становится местом встречи начинающих и уже популярных гитаристов, следящих за новинками в мире звука.
И хотя к тому времени Fender считался одним из лидером индустрии усилителей, многие сессионные исполнители-гитаристы просили Маршалла сделать комбик под заказ.
«Рок-н-ролл накрывал волной целое поколение. Но музыкантам не хватало звука. Как-то ко мне подошел молодой Пит Тауншенд и сказал: «Джим, у меня есть два усилителя Fender, но, черт возьми, во время концерта я постоянно слышу о чем говорят слушатели в первом ряду! Мне нужно что-то погромче, побольше и помощнее». И я воспринял это как побуждение к действию», — вспоминает Маршалл.
Переговорив со своим ремонтником усилителей, Джим Маршалл переманивает молодого инженера из компании EMI. Собрав на базе магазина команду из пяти человек, ребята начинают работать над первым настоящим усилителем для рок-н-ролла.
Первый серийный усилитель
Всей команде нравился усилитель Fender Bassman. Нравилось звучание и для начала производства собственной серии комбиков требовалось лишь внести небольшое косметическое изменение в его характер. Этой изюминкой стал более перегруженный и «грязный» звук, звук, который и был нужен рок-н-роллу.
Велосипед изобретать не пришлось. В качестве предусилителя выбрали популярные лампы , которые достали на армейских складах. Изменили расположение элементов на схеме и подобрали максимально совместимые элементы. На разработку первого прототипа потребовалось три месяца в течение которых ребята основательно переделывали усилитель пять раз.
Для тестирования своего усилителя каждый раз приглашали знакомых гитаристов, частых посетителей магазина «Маршалл и сын». Наконец, когда была окончена работа на «Прототипом №1» (шестая попытка), Пит Тауншенд воскликнул: «Да, этот тот звук! Этот звук будет фирменным звуком Marshall!»
Модель Marshall JTM45 (Джим и Терри Маршаллы) стала первым серийным усилителем компании. В продажу он поступил в сентябре 1962 года и в первый же день на изготовление JTM45 оформили 23 заказа. Вместо 45 Ватт, указанных в документации, JTM45 выдавал лишь 35, но характерный звук, которого музыканты откровенно заждались, сметал любые расхождения в цифрах.
За неделю компании удавалось собрать всего один-два усилителя. Поставлялась новинка без динамиков, но все прекрасна понимали, что это вопрос времени. Джим Маршалл продолжал экспериментировать с колонками, создавая все новые и новые портативные системы на основе вновь созданного усилителя и басовых «коллег».
В 1963 году магазин переезжает в освободившееся помещение напротив с бОльшей площадью, но вместе со стартом производства гитарных кабинетов пришло время кардинальных перемен. Заказы росли и в 64-м году открывается первая полноценная фабрика Marshall с числом сотрудников в 15 человек и площадью в 460 квадратных метров. Теперь Marshall могла выпускать до 20 усилителей в неделю.
Тем временем, Джим Маршалл разрабатывал мощный кабинет на основе первенца, усилителя JTM45. Доработанная электронная начинка теперь выдавала 50 Ватт мощного звука, справится с которым могли далеко не все колонки. Получалось, что счастливый обладатель JTM45 не мог услышать весь его потенциал на любых штатных колонках стороннего производителя. И тогда Маршалл разрабатывает мощный кабинет 4х12 с динамиками Celestion G12. Кабинет полностью был собран в гараже Джима.
К идее использования скошенной передней стенки кабинета Маршалл пришел случайно. Ему попросту не нравился эстетический вид такой исполинской «колонки». В процессе переделки выяснилось, что скошенная фронтальный грань прекрасно отражается и на звуковых характеристиках.
Стремительный взлет и ошибка всей жизни
В конце 1964 года к Маршаллу обратился постоянный посетитель магазина Эрик Клэптон. Музыкант мог похвастать плотным гастрольным графиком и его интересовал компактный комбо-усилитель на базе JTM45, который бы легко помещался в багажнике автомобиля. Сказано — сделано. Специально для Клэптона Джим и команда разрабатывают Marshall Bluesbreaker — легендарную серию усилителей, которая станет одной из визитных карточек Marshall.
В 66-м году Клэптон запишет пластинку «John Mayall Blues Breakers with Eric Clapton». Классический Les Paul и комбик Marshall звучали волшебно, ломая стереотипы «привычного блюзового звука».
К появлению стэковых комбиков (состоящих из нескольких частей) приложил руку сам Пит Тауншенд. Гонка за громкостью — распространенное явление в начале 70-х. Гитаристы попросту не слышали себя за громким ритмом барабанов. Пит обратился к Маршаллу с просьбой создать для него 100 Ваттный кабинет, состоящий из 8 динамиков диаметром по 12 дюймов. Джимм предупредил, что это будет просто исполинская конструкция, но Пит настаивал.
После нескольких недель эксплуатации Тауншенд убедил «распилить неподъемного монстра». Тогда-то Маршалл и предложил установить один комбик с четырьмя динамиками на другой. Так родился стэк.
Стэки стали одним из самых востребованных атрибутов не только концертной сцены, но и фотосессий и видеосъемок. И чем их было больше, тем солиднее смотрелся исполнитель. Во время 30-летия Marshall основатель компании Джим Маршалл вышел на сцену, на которой расположили 175 кабинетов!
Marshall превратился в настоящую визитную карточку музыкантов. В том же 66-м году происходит очередной расширение фабрики и ее перебазирование в Блетчли. В ростом популярности рок-музыки растет и популярность усилителей Marshall. За три года, с 1964 по 1967 продажи компании на территории Америки увеличиваются в три раза.
Но в том же 66-м Маршалл совершит ошибку, о которой будет сожалеть всю свою жизнь — заключение контракта с Rose-Morris.
Rose-Morris была крупным мировым дистрибьютором музыкальных инструментов. Активно рекламируя и реализуя продукцию Marshall в течение двух лет, Rose-Morris добились подписания контракта с набирающим популярность производителем усилителей и кабинетов. Срок действия контракта — 15 лет.
«Rose-Morris взвинчивали цену на 55%. Позиционировали наши усилители как премиальные. А, в результате, их покупки могли позволить лишь единицы — настоящие звезды и популярные исполнители. Но ведь мы позиционировали свою продукцию как доступные», — вспоминает Джим Маршал. Выручка компании начала стремительно падать. И Маршаллу пришлось искать спасение, которым стала линейка усилителей Park.
После окончания контракта с Rose-Morris, Park (к слову, девичья фамилия жены Маршалла) превратились в недорогую линейку транзисторных усилителей Marshall MG. Модель была невероятно популярна среди начинающих гитаристов. Маршалл тут же снижает цены на 25% на весь ассортимент продукции и тем самым поднимает оборот на 360% всего за три года.
Со дня основания компании инженеры постоянно совершенствовали усилители и кабинеты. В начале 80-х компания выпускает легендарный Marshall JCM800, который за несколько лет стал настоящим стандартом репетиционных баз и студий звукозаписи в Америке. Iron Maiden, Оззи Осборн, Bon Jovi, Metallica, UFO, Gun’s’Roses, Ингви Мальмстин — это лишь малый список исполнителей, которые отдавали предпочтение новинке.
В 1984 году за вклад в экспорт (благодаря модели JCM800) компания Marshall получает Королевскую награду.
Старый Marshall — новый Marshall
За последующие 30 лет Marshall представит целый ассортимент усилителей с самым разным характером. От специально перегруженных Marshall 2555 до рычащих Marshall 2203 и демонических Mode Four.
Вплоть до 2011 года Marshall остается авторитетным и влиятельным игроком профессионального рынка для музыкантов всех уровней. Усилители Marshall моментально ассоциируются с гитарой, роком и узнаваемым, фирменным «маршалловским звуком». Разработанный еще в 1962 году усилитель открыл целую индустрию для профессиональных музыкантов, индустрию звука, который долго ждали.
Единственному владельцу и основателю Marshall на тот момент исполнилось 87 лет. Но пожилой создатель — не значит старомодный. Понимая, что мир захватывает эра стремительного роста технологий, Джим настраивает компанию на выпуск отдельной линейки продукции и создает целое подразделение потребительской электроники.
Задачей вновь образованного предприятия стало продвижение на рынок аудиооборудования для рядовых слушателей, профессионально не связанных с музыкой. Так появляется целая линейка продуктов меломанов.
Первыми на рынок вышли
Источник: