Сайты интернет-магазинов и системы контекстной рекламы знают о нас гораздо больше, чем можно предположить в самых смелых фантазиях. И соцсети тут ни при чем. В справочных разделах Google Analytics и Яндекс.Метрики написано, что пол и возраст посетителей определяется по содержанию их поисковых запросов и поведению.
Например, слова «iphone купить» может набрать в поиске человек любого пола и возраста. Но стиль ввода текста и движений мыши будут абсолютно разными. Чем быстрее скорость действий, тем моложе возраст человека по ту сторону экрана. А чем больше совершается лишних остановок и колебаний курсора (пусть даже совсем незаметных), тем больше вероятность, что этот человек — женщина.
И таких неявных выводов о посетителях сайта можно сделать очень много. Ведь JavaScript позволяет фиксировать даже те действия человека, которые он сам не осознает.
Наглядный эксперимент
Зайдите на clickclickclick.click и включите звук. Вас поприветствует приятный мужской голос, который через 5-10 минут покажется немного пугающим.
Сайт фиксирует все, что делает человек: движения мыши, нажатия кнопки, переходы на другие вкладки и очень выразительно комментирует это.
Сначала просто констатирует факты «Объект зашел на сайт», «объект нажал четко по центру кнопки». А потом внезапно начинает делать абсолютно верные выводы:
- «Объект определенно женского пола»;
- «У объекта довольно пассивное выражение лица сейчас»;
- «Объект поздно не спит в рабочий день. Наверное, он не доделал какое-то важное дело»;
- «Объект действует быстрее других, наверное он еще молод»;
- «Сейчас объект в растерянности».
А если предоставить сайту доступ к камере (Chrome), то он выведет на экран вашу фотографию и спросит: «А не из России ли вы?» (страна зависит от IP).
И все эти слова произносятся очень уверенным тоном с налетом сарказма. Умом осознаешь, что все выводы виртуального собеседника основаны на очень простой логике. Но все же от него как-то не по себе.
При переходе на другую вкладку clickclickclick.com начинает привлекать к себе внимание: зевает, шмыгает носом, вдыхает или произносит пространные фразы: «Зима грядет…», «Эта кнопка зеленая», «Ок…», «Юхууу…». А если бездействовать совсем долго, то голос предположит, что объект ушел в душ или на Facebook.
Выглядит этот сайт как странное развлечение, но он наглядно показывает возможность современных веб-технологий тонко чувствовать человека. Автоматическая маркетинговая система в интернет-магазине может знать, что вы сейчас устали и хотите спать. И подсовывать вам в зону внимания товары четко подходящие под ваше настроение.
Какие именно действия отслеживает сайт?
Чтобы людям было интереснее играть с зеленой кнопкой на белом фоне, в это занятие был добавлен игровой элемент. Каждый новый тип действия (например, тройной клик или скроллинг вниз) увеличивает «процент достижений».
Чтобы набрать 100% придется выполнить почти 150 действий, в том числе написать несколько скриптов (редко у кого получится кликать по кнопке 10 раз в секунду) и использовать несколько браузеров (IE/EDGE и Chrome). Пока в обсуждениях сервиса я еще не видела ни одного коммента от человека, который набрал бы максимальный счет.
При нажатии на текущее значение процентов можно увидеть список действий, которые нужно выполнить и параметры поведения пользователя, которые были проанализированы. Что входит в этот список?
- Количество кликов на кнопку и их тип (одинарный, двойной, тройной);
- Бездействие (с подсчетом времени);
- Направления движения указателя мыши и его скорость;
- Нажатия на кнопку;
- Вращения мышью над кнопкой;
- Перетаскивания кнопки;
- Зигзагообразные движения мышью;
- Проход указателя мыши по одному из углов экрана;
- Переход в другую вкладку;
- Возвращение после ухода в другую вкладку;
- Количество открытых вкладок;
- Незаконченные попытки совершения каких-либо действий;
- Время на сайте.
Также анализируется «любимая» зона экрана и скорость кликов. При закрытии крышки ноутбука сайт отмечает, что имел место факт отключения от интернета.
Как это можно использовать?
Посетитель осторожно провел мышью по объявлению, но не кликнул? Значит ему интересно. Надо показать его ему еще раз вместе с другими объявлениями по теме.
Покупатель пассивно крутит курсором над товаром? Показать ему, что товар кончается, уменьшив число в поле с информацией о его количестве.
Нервно ходит из вкладки в вкладку? Показать ему баннер: «специальное предложение! Скидка только в ближайшие три часа».
Сделать такое на своем сайте может каждый. Можно даже использовать код непосредственно с jsbeatifier) или найти другие готовые решения.
Что еще можно узнать о человеке против его воли?
С помощью браузерной игры можно не только определить пол и внутренний настрой посителя, но и узнать о чем с ним можно поговорить/что ему продать. Зайдите на этот сайт, кликните на все красные квадратики и нажмите на кнопку done. Если вы активно пользуетесь англоязычным интернетом, то увидите диаграмму, которая показывает о чем вы в последнее время читали.
Секрет этой игры очень прост. На веб-страницах можно оформлять посещенные ссылки цветом отличным от других ссылок. За каждым красным квадратом скрывается ссылка на сайт, которые вы уже посещали. В блоке квадратов собраны самые популярные сайты, сгруппированные по темам. И если человек действительно интересуется какой-то темой, то он ходит на какие-то из них.
Владелец любого сайта может встроить такую игру (ссылки на исходники рядом с тестом) в сокращенном варианте в капчу: «Докажи, что ты не робот! Кликай по красным квадратам/зеленым линиям/синим крестикам» и таким образом собирать данные об интересах посетителей.
Что еще может узнать о нас сайт?
Наглядно увидеть, что интернет-сайты могут узнать о технических характеристиках вашего компьютера поможет статья Как быть действительно анонимным в сети. А о том, какие сведения о вас собирает Google можно почитать в посте Что известно о вас ЦРУ? 9 способов проверки
Источник: